ok.bibl.com.ua Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Департамент образования Администрации

муниципального образования

Надымский район

 

МОУ «Средняя общеобразовательная



школа № 9 г. Надыма»

 

ОКРУЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

 

Номинация

«Открытое образование»

 

 



Конкурс проектов по организации исследовательской деятельности обучающихся

Проект

«Школа творчества и интеллекта»
 

Руководитель проекта:

Цвентарная Т.Г., директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Разработчики проекта:

Булавяк Л.А., Воробьева В.Б., заместители директора

по учебно-воспитательной работе

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

«Школа творчества и интеллекта», 2011-2016 годы


Полное наименование проекта

Школа творчества и интеллекта


Основания для разработки

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

  3. Закон об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе принят Государственной Думой ЯНАО 27 января 2000 года (с изменениями и дополнениями)

  4. Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» принят общим собранием трудового коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», протокол от 12.09.2008 № 1, утвержден приказом Начальника Департамента Администрации муниципального образования Надымского района от 07.11.2008 № 634, зарегистрирован решением ИФНС России по г. Надыму ЯНАО 13.11.2008 № 471.

Этапы реализации проекта

2011-2016 годы

Общий цикл реализации 10 лет



Цель проекта

Интеллектуальный и личностный рост ученика в условиях обогащенной развивающей образовательной среды через приобщение к исследовательской деятельности

Основные задача проекта

  1. Развивать творческие, интеллектуальные способности обучающихся и мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью как средству личностного роста ученика.

  2. Совершенствовать обогащенную развивающую образовательную среду для реализации способностей школьников в непрерывном познании мира и самого себя.

  3. Обозначить педагогические условия успешной организации научно-исследовательской деятельности школьников.




Предполагаемые

результаты

1. Наличие желания и готовности выпускника продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

2.Сформированность качеств конкурентно способной личности: приобретение опыта социального взаимодействия, повышения уровня самооценки, уверенности в себе.

3. Расширение познавательной развивающей среды, сужение негативной.


Необходимые ресурсы

Кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационные

Методы оценки

Психологические, статистические, эмпирические

Риски

  1. Недостаточное финансирование на приобретение современного оборудования.

  2. Неквалифицированные и незаинтересованные кадры.

  3. Недостаточная для проведения исследований материально-техническая база

Разработчики программы

Заместители директора по УВР МОУ СОШ № 9

Булавяк Людмила Анатольевна, Воробьева Валентина Бедросовна



ФИО, должность, телефон руководителя проекта

Цвентарная Татьяна Григорьевна, директор школы
8(34995) 2-54-55

Сайт школы в Интернете

www.nadym-9.ru




Проект организации исследовательской деятельности обучающихся «Школа творчества и интеллекта»

Введение


Паспорт школы. Образовательную деятельность МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» осуществляет на основе Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», принятого общим собранием трудового коллектива МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», протокол от 12.09.2008 № 1, утвержденного приказом Начальника Департамента Администрации муниципального образования Надымского района от 07.11.2008 № 634, зарегистрированного решением ИФНС России по г. Надыму ЯНАО 13.11.2008 № 471; лицензии А 253784 № 1065от 30 апреля 2009 года по программам: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; специальной (коррекционной) программе VIII вида; программам дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

Материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса. В школе имеются:

    • для осуществления образовательного процесса 72 учебных кабинета, из них: 3 компьютерных класса, 5 кабинетов иностранного языка, лингафонный кабинет, 3 мастерские (швейная – для девочек, столярного дела и деревообработки – для мальчиков), специализированные кабинеты физики, химии, географии, биологии, 2 кабинета истории, 4 кабинета математики, 5 кабинетов русского языка и литературы, 2 кабинета ИЗО и черчения, кабинет ОБЖ, 1 кабинет ГПД, 16 кабинетов начальных классов;

  • для развития социальной активности, ученического самоуправления и дополнительного образования:

- 22 кабинета: 2 кабинета воспитательной работы, оснащенные пятью компьютерами, сканером, фотопринтером; 2 библиотеки с читальными залами, оснащенные 8 компьютерами и выходом в Интернет; 12 кабинетов дополнительного образования; 2 зала хореографии; концертный зал на 350 посадочных мест; лекционный зал на 60 мест.

- экспозиции: «Наши достижения», «Золотой фонд школы», «Классы – лидеры», «Наши отличники», «Гордость школы», «Отделение хореографии», «Успех года», «Школа в СМИ»; коллекции артефактов по темам: «Надымское городище», «Женский лесоповальный лагерь на реке Хэнумэй»;



  • для спортивно-оздоровительной деятельности: 3 спортзала, 2 столовые на 240 посадочных мест; 2 медицинских и стоматологический кабинеты оснащены 2 компьютерами;

  • для осуществления социально-психолого-логопедического сопровождения образовательно-воспитательного процесса: 3 логопедических кабинета, оснащены 3 компьютерами, жидкокристаллическими панелями; кабинет психологов, оснащен 2 компьютерами; кабинет БОС «Здоровье», кабинет социальных педагогов и школьного инспектора оснащены 3 компьютерами.

Характеристика социума. Школа расположена в 10 микрорайоне, где имеется широкий спектр учреждений социально-досуговой сферы, услуги которых школа активно использует в образовательно-воспитательном процессе на основе договоров социального партнерства: Центр детского творчества; спортивно-оздоровительный комплекс «Олимп»; клуб по месту жительства «Эврика»; школа искусств № 1; городская семейная библиотека; Центр творческого развития детей и юношества «Созвездие»; Центр национальных культур; МОУ ДОД ДОО(П)Ц «Дельфин».

Кадровый потенциал.

В школе работает опытный педагогический коллектив: 80 (82,5) учителей имеют высшее педагогическое образование, 15 (15,5%) средне специальное образование. 84 (85,7%) педагогов имеют квалификационные категории: 22 (22,4%) педагога имеют высшую квалификационную категорию; 49 (50%) педагогов имеют первую квалификационную категорию; 13 (13,4%) педагогов имеют вторую квалификационную категорию.



В школе реализуются подпрограммы (10):

  • комплексные: «Здоровье», «Питание и здоровье»; «Мы вместе» развитие детей с ОВЗ, «Школа творчества и интеллекта» работы с одаренными детьми,

  • образовательные: «Азбука нравственности» для обучающихся 1 ступени обучения, «Выбор профессии» программа профессиональной ориентации для обучающихся 8-11 классов;

  • профилактические программы: «Мои права» для 5 классов; правовой факультет для родителей обучающихся 2 и 3 ступеней обучения;

  • управленческая: «Преемственность», программа преемственности между начальным и основным общим образованием;

  • воспитательная: «На перекрестке дорог» для родителей и детей начальной школы.

Школа:

  • внесена во Всероссийскую Книгу Почета, 2009 г.

  • обладатель Гранта Президента РФ в 1 000 000 руб., 2008 г.

  • обладатель ведомственного символа «Признание» и премии в размере 150 000 рублей, 2008 г.

  • обладатель ведомственной награды «Инициатива» и премии в размере 100 000 рублей, 2007 г.

  • обучающиеся школы - обладатели Премии Президента РФ – 6 чел., дипломов «Национальное достояние России»- 14 чел., Серебряных крестов «Национальное достояние России» – 2 чел.

С сентября 2006 г. в школе реализуется программа развития «Создание условий для саморазвития и профессионального самоопределения личности школьника в современных условиях», рассчитанная до 2010 г., целью которой является создание адаптированной социокультурной воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и успешной социализации личности школьника в современных условиях.

Характеристика контингента. В Школу зачисляются дети по желанию родителей со всего города. В Школе обучается 1050 обучающихся в 50 классах. Школа обеспечивает возможность творческой самореализации детей в условиях дифференцированной познавательной деятельности в урочное и внеурочное время.

Актуальность проекта. Естественно-научное образование является одним из компонентов подготовки школьника к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка на протяжении всех лет обучения и воспитания в школе. В настоящее время к образовательной области "Естествознание" относятся следующие учебные дисциплины: химия, биология, география. Объём часов в учебном плане школы каждой из перечисленных дисциплин сократился, а изучение этих дисциплин открывает большие возможности для интеллектуального развития школьника: исследование различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития; формирует у школьников умения осуществлять различные умственные действия (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию).

Развитие школьников складывается их четырех составляющих: индивидуально-потенциальной сферы (индивидуальные психологические процессы, задатки, способности), потребностно-мотивационной (потребности, интересы, мотивы), когнитивной (мыслительная деятельность, способы мыслительной деятельности, приобретение знаний, умений, навыков), креативной (умственное развитие, творческие умения). Становлению трех последних компонентов развития способствует научно-исследовательская деятельность школьников.

Таким образом, приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем в предметных лабораториях по химии, биологии и физике сформируют в сознании обучающихся единую научную картину окружающего мира, в котором место и роль человека станет более понятными. Овладение технологией научного познания мира всесторонне развивает личность ребёнка, максимально раскрывает его творческий потенциал.
Основная часть
Проблема проекта. Для формирования у школьников научно-исследовательских компетенций необходимо развитие индивидуально-потенциальной, потребностно-мотивационной, когнитивной и креативной сфер;

изучение предметов естественно-научного цикла за страницами учебника; получение опытным путем объективно научного знания и научной картины мира.



Цель проекта: интеллектуальный и личностный рост ученика в условиях обогащенной развивающей образовательной среды через приобщение к исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

- развивать творческие, интеллектуальные способности обучающихся и мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью как средству личностного роста ученика;

- совершенствовать обогащенную развивающую образовательную среду для реализации способностей школьников в непрерывном познании мира и самого себя;

- обозначить педагогические условия успешной организации научно-исследовательской деятельности школьников.


Предполагаемые результаты:

1. Наличие желания и готовности выпускника продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

2. Сформированность качеств конкурентно способной личности: приобретение опыта социального взаимодействия, повышения уровня самооценки, уверенности в себе.

3. Расширение познавательной развивающей среды (приложение 1), сужение негативной.



Деятельность, методы, этапы реализации. С учётом особенностей познавательной деятельности школьники 2-8 классов приобщаются к научно-исследовательской деятельности (приложение 2), через занимательные игровые формы, наблюдения, опыты, микроисследования. У обучающихся формируется понятие целостного мира, представление о разных по масштабу природных системах: от атомов до планет, от клетки до биосистемы, от местности до географической оболочки. Знакомясь с объектами природы, школьники приобретают понятия о методах познания мира, совершенствуя как метапредметные, так и интеллектуальные умения. На этом этапе воспитывается интерес к естественно-научным знаниям, закладываются элементы экологической культуры. Подготовка учеников на первом этапе служит надёжной базой и основой мотивации для осознанного включения в исследовательскую деятельность.

Для обучающихся 9-11 классов организуется работа по профилизации, вовлечение школьников в исследовательскую деятельность посредством предметных лабораторий, научных исследований с использованием современного оборудования (цифрового микроскопа, термостата, цифровой лаборатории Архимед: физика, химия и биология).

Овладение обучающимися основами научного метода в условиях реализации проекта предполагает широкое применение методов: частично-поискового, учебного эксперимента, исследовательского, проблемного, разнообразных активных методов исследования.

Проект является сквозным по возрасту, цикличным: большой цикл – 10 лет; малые циклы совпадают со ступенями обучения; квази циклы на III ступени обучения и предполагает следующие этапы реализации:



  1. организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь),

  2. технологический (ноябрь-март),

  3. рефлексивный (апрель-май) (приложение 3).



Ресурсное обеспечение проекта.

Для финансирования проекта предполагается использовать средства регионального бюджета в рамках расходов на учебные нужды, муниципального бюджета за счет Грантов, внебюджетных средств: Попечительского Совета школы, благотворительных средств института социального партнёрства.




Ресурсы

Наличие

Потребности

Кадровые

+

+

Материально-технические

-

+

Информационные

-

+

Учебно-методические

+

+


Методы оценки. Психологические (степень удовлетворенности обучающихся и родителей предоставляемыми услугами, тесты на определение IQ, Равена, Торренса), статистические (мониторинг качества обученности и достижений обучающихся, поступление в вузы по профилю исследовательской деятельности, включенность в научную деятельность вуза), эмпирические (наблюдение, описание, измерение, эксперимент)
Риски:

  1. Недостаточное финансирование на приобретение современного оборудования.

  2. Неквалифицированные и незаинтересованные кадры.

  3. Недостаточная для проведения исследований материально-техническая база.


Бизнес-план реализации:


предмет

финансирования



сумма финансирования в тыс. руб.

2011

2012

2013

Лаборатория по биологии

300 000







Лаборатория по химии




215 800




Лаборатория по физике







255 200

Итого

771 000


Смета

на приобретение лаборатории по биологии


предмет

финансирования



Количество единиц

Цена (в тыс.руб.)

Сумма

финансирования (в тыс. руб.)



цифровая лаборатория Архимед

1

100 000

100 000

цифровой микроскоп

1

40 000

40 000

микроскоп с большим увеличением

3

10 000

30 000

термостат

1

11 000

11000

холодильник

1

10 000

10 000

чашки Петри

50

100

5 000

бинокуляры

2

7 000

14 000

покровные предметные стекла

20

20

400

красители (химреактивы для окрашивания препаратов)

2

500

1000

препаровальные иглы

50

50

2500

гербарные сетки

5

300

1500

гербарные папки

5

300

1500

пробирки с пробками

10

50

500

микротом

1

1000

1000

столы с электропроводкой

6

10 000

60 000

емкости для мытья посуды

3

200

600

бинокли

2

10000

20 000

Итого

300 000



Смета

на приобретение лаборатории по химии


предмет

финансирования



Количество единиц

Цена (в тыс.руб.)

Сумма

финансирования (в тыс. руб.)



цифровая лаборатория Архимед

1

100 000

100 000

Контейнер для хранения датчиков

1

20000

20000

Раздаточный контейнер для датчиков

10

3000

30000

Датчик рН - метр 0 -14 рН

1

7000

7000

Датчик температуры -25-+110 C

1

6500

6500

Датчик температуры 0-1250 C

1

6300

6300

Датчик давления 0-700 кПа

1

5700

5700

Колориметр 3-х цветный

1

14500

14500

Датчик электропроводимости 0-20 мСм;

1

8000

8000

Датчик освещенности 0-600/0-6000/0-150 000 лк;

1

6000

6000

Датчик Нитрат-ионов 0,02-40.000ppm;

1

9500

9500

Датчик турбидиметр 0-200 NTU;

1

6300

6300

Датчик содержания кислорода с адаптером;

1

6000

6000

Датчик частоты сокращения сердца 0-200 ударов/мин;

1

5000

5000

Датчик влажности повышенной точности 0-100% (точность 5%);

1

4000

4000

Датчик дыхания +/- 315 л/мин;

1

4000

4000

Датчик ЭКГ 0-5 V;

1

4000

4000

ИТОГО

215800


Смета

на приобретение лаборатории по физике


предмет

финансирования



Количество единиц

Цена (в тыс.руб.)

Сумма

финансирования (в тыс. руб.)



цифровая лаборатория Архимед

1

100 000

100 000

  • датчик напряжения

  • датчик тока

  • датчик температуры

  • датчик расстояния

  • датчик освещенности

  • датчик магнитного поля

  • датчик давления

  • датчик силы

  • датчик звука (микрофонный)

по 1

8000

80 000

Датчик влажности KDS-1008

8

2900

25 200

Компьютерный измерительный блок «ПРО» KDM-1002

1

12000

12000

Набор по механике SCS-500

1

11000

11000

Комплект для изучения электромагнитных волн

1

15000

15000

Комплект «Геометрическая оптика»

1

12000

12000

ИТОГО

255 200


Заключение
Изучение естественно-научной картины мира в ее историческом развитии с использованием большого числа демонстрационных опытов, формирующих образные представления о природных явлениях, проведение самостоятельных научных исследований, написание реферативных работ на актуальные темы позволяют пробудить познавательный интерес, развить мыслительные способности, создать прочный фундамент для самостоятельного выбора сферы будущей деятельности или продолжения образования обучающихся.

Приложение 1


Развивающее образовательно-воспитательное пространство


Приложение 2


Модель организации исследовательской деятельности обучающихся

в МОУ СОШ № 9


Ступень обучения

Исследовательская деятельность школьников

Выход

I ступень

Начальная школа


Урочная:

2 кл. Окружающий мир/ Математика

3 кл. Русский язык/ Окружающий мир

4 кл. Математика/Окружающий мир

Внеурочная:

Кружки

Интеллектуальные турниры

Творческие конкурсы

Фестивали

НОУ «Юный исследователь»

Театральная студия

Исследовательские проекты

Мини-конференция (проекты, сообщения)

Предметные, эвристические олимпиады

Школьная газета

Выставки

Экскурсии

Спектакли

II ступень

Основная школа


Урочная:

5 кл. Природоведение

6-9 кл. Биология/Физика/Химия

Факультативы

Внеурочная:

Предметные лаборатории

Кружки

Творческие конкурсы

Интеллектуальные игры

Музей

НОУ «Исследователь»

Исследовательские проекты

Экспедиции

Предметные и эвристические олимпиады

Интеллектуальный марафон

Научно-практическая конференция (доклады, рефераты, проекты)

Выставки

Школьная газета, журнал

Экскурсии

Краеведческий практикум

III ступень

Старшая школа

Урочная:

10-11 кл. Биология/Физика/Химия

Элективные и спецкурсы

Профильные классы

Учебные практикумы

Внеурочная:

Предметные лаборатории

Кружки

Творческие конкурсы

Интеллектуальные игры

Исследовательские проекты

Фестивали

НОУ «Исследователь»

Экспедиции

Предметные и эвристические олимпиады

Интеллектуальный марафон

Научно-практическая конференция «Ведай неведомое» (научно-исследовательские работы, эвристические проекты)

Выставки

Школьная газета, журнал

Экскурсии

Краеведческий практикум

Сборник исследовательских работ

Приложение 3



Реализация

учебно-исследовательской деятельности школьников


Сбор социально-востребованных проектов





Изучение интересов, запросов обучающихся




Возникновение идеи




Определение темы


Планирование предстоящей деятельности


Сбор и анализ информации




Проведение необходимых исследований









Проведение эксперимента


Оформление результатов деятельности





Защита проекта, выступление на научно-практической конференции





Научно-практические конференции, публикации разных уровней

страница 1

скачать файл


Смотрите также: