ok.bibl.com.ua Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1



Утверждено

педагогическим советом

протокол № 1 от 30.08.2013 г.
___________ Т.Г. Цвентарная
Введено в действие приказом

№ 305 от 02.09.2013 г.

Положение о порядке разработки и утверждения

основной образовательной программы начального общего образования, образовательной программы основного общего и среднего общего образования

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и утверждения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» (далее - положение, школа) разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, БУП 2004 г.

1.2. Основная образовательная программа начального общего, образовательная программа основного и среднего общего образования (далее - Программы) определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального, основного и среднего общего образования и направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

1.3. Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП НОО) должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Образовательные программы основного и среднего общего образования должны обеспечивать достижение учащимися результатов освоения в соответствии с требованиями БУП 2004 г.

1.4. Основная образовательная программа начального общего образования, образовательные программы основного общего и среднего общего образования должна учитывать образовательные потребности и запросы учащихся.



II. Структура и содержание образовательных программ

2.1 Основная образовательная программа начального общего образования содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть образовательных программ составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, − 20% от общего объема основной образовательной программы.


2.2  Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать разделы: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел должен содержать:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения учащимися ООП (личностные, метапредметные, предметные);

3) систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП.

Содержательный раздел должен содержать:



  1. программу формирования универсальных учебных действий;

  2. программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности или их перечень (рабочие учебные программы могут быть вынесены в приложение к ООП);

  3. программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;

  4. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  5. программу коррекционной работы.

Организационный раздел должен содержать:

  1. учебный план начального общего образования;

  2. план внеурочной деятельности;

  3. систему условий реализации ООП.

2.3 Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования



2.3.1 Целевой раздел

2.3.1.1 Пояснительная записка должна раскрывать:



  • краткую характеристику школы (тип, вид, миссия, особенности контингента учащихся, кадровый состав, др.);

  • цели и задачи реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования с учетом образовательных потребностей контингента учащихся, их родителей (законных представителей);

  • принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования на основе согласованного мнения участников образовательного процесса;

  • указание на состав участников образовательного процесса, на основные виды деятельности младшего школьника;

  • описание использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • описание модели организации внеурочной деятельности;

  • право родителей на просвещение согласно ФЗ от 07.02.2012 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

2.3.1.2 Планируемые результаты освоения учащимися ООП должны содержать

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и конкретизированные школой с позиции реализуемой миссии и с позиции оценки этих результатов, принятых в школе;

  • модель ученика начальной школы.

Содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отражает специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствует возрастным возможностям учащихся.

Предложенные личностные, метапредметные и предметные результаты являются основой для выстраивания в школе системы оценки качества освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и курсов.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самой школой в соответствии с её типом и видом.

2.3.1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

1) отражает основные направления и цели оценочной деятельности в школе, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в школе, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривает оценку достижений учащихся (итоговая оценка учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности школы;

5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся.

При оценке достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Раздел основной образовательной программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» содержит:

1) общие положения, определяющие позицию школы при создании системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования; описание уровневого подхода к предоставлению планируемых результатов;

2) особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов и критерии; характеристику словесной и цифровой отметки.

3) инструментарий оценивания;

4) итоговая оценка выпускника начальной школы и формы представления результатов оценивания.

Система оценивания результатов освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования в школе регулироваться локальным актом «Положение о порядке выставления текущих четвертных, полугодовых, годовых отметок»

2.3.2 Содержательный раздел

2.3.2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на уровне начального общего образования должна содержать:



  • цели, задачи, ожидаемый результат;

  • описание ценностных ориентиров начального общего образования;

  • характеристику универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

2.3.2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности содержат

  • общие положения с указанием требований к структуре рабочих учебных программ;

  • перечень программ учебных предметов с наличием рабочих учебных программ в приложении к ООП. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны быть составлены в соответствии с Положениями школы о рабочей программе по общеобразовательным предметам;

  • проект организации внеурочной деятельности с наличием пояснительной записки, программ проекта, планом реализации, механизмом оценки, ожидаемыми результатами.

2.3.2.3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования должна быть направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся. Программа должна содержать пояснительную записку, цели и задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, принципы и особенности содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, виды деятельности и формы работы с учащимися, планируемые результаты и индикаторы. В программе должна быть отражены совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, повышение педагогической культуры родителей.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

2.3.2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна включать: пояснительную записку, цели и задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, основные направления и ценностные основы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, принципы и особенности содержания, виды деятельности и формы работы с учащимися, планируемые результаты и индикаторы. В программе должна быть отражена совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


2.3.2.5 Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения.

Программа коррекционной работы содержит:



  1. пояснительную записку с указанием назначения программы, адресности;

  2. цели и задачи коррекционной работы;

  3. основные направления коррекционной работы;

  4. принципы и особенности содержания коррекционной работы;

  5. виды деятельности и формы работы с учащимися, планируемые результаты и индикаторы:

  6. совместную деятельность школы, семьи и общественности по коррекционной работе с учащимися, в том числе обеспечение условий для реализации программы коррекционной работы.

2.3.3 Организационный раздел

2.3.3.1 Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса самостоятельно. Часть, формируемая участниками образовательного процесса при пятидневной учебной неделе отсутствует.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: филология (учебные предметы «Русский язык», «Литературное чтение», Иностранный язык»), математика и информатика (учебный предмет «Математика»), обществознание и естествознание (учебный предмет «Окружающий мир»), искусство (учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство»), технология (учебный предмет «Технология»), физическая культура (учебный предмет «Физическая культура»).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа.

2.3.3.2 План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности школы – перечень направлений, формы организации, объем (до 1350 часов за четыре года обучения) внеурочной деятельности для учащихся на ступени начального образования.

Школа самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов учащихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся материально-технических и других условий, определяет время, отводимое на внеурочную деятельность (общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения для уровня начального общего образования.

План внеурочной деятельности раскрывает особенности плана внеурочной деятельности школы, модель организации внеурочной деятельности, цели и задачи внеурочной деятельности, формы реализации. Описываются программы внеурочной деятельности по направлениям. Представлена сетка распределения часов по направлениям, классам и годам обучения.
2.3.3.3 Система условий реализации основной образовательной программы ООП включает описание нормативно-правовой базы, кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий.

Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы включает:

• характеристику укомплектованности школы кадрами: описание уровня квалификации работников школы и их функциональных обязанностей;

• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;

• описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.

Психолого-педагогические условия, должны обеспечивать:

• преемственность содержания и форм организации образовательно-воспитательного процесса по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития учащихся;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательно-воспитательного процесса;

• вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательно-воспитательного процесса;

• дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование.

Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне школы заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в школе не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году.

Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трёх следующих уровнях:

• межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ — муниципальный бюджет);

• внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет — образовательное учреждение);

• школы (бюджетное финансирование).

Материально-техническая база школы должны быть приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы школы и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Оценка системы условий реализации основной образовательной программы осуществляется на основе Сетевого графика по формированию необходимой системы условий реализации ООП
2.4.  Образовательная программа основного общего, среднего общего образования должна содержать:

1) Информационно-аналитические данные о школе:



  • характеристику социального заказа на образовательные услуги,

  • характеристика социума,

  • характеристика контингента учащихся,

  • характеристика педагогического коллектива;

2) Содержание и организацию образовательно-воспитательного процесса:

  • Учебный план, его федеральный и региональный компоненты;

  • описание организации учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы;

  • описание организации промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

3) Перечень рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов (или ссылку на сборники печатных изданий рабочих программ по предметам);

4) Результаты реализации образовательной программы:



  • условия реализации образовательной программы;

  • управление реализацией образовательной программы;

  1. программу организации внеурочной деятельности:

  2. содержание и организацию внеурочной деятельности учащихся;

  3. описание Модели выпускника;

6) Приложения к учебному плану: Учебно-методическое обеспечение реализации образовательного процесса, Перечень рабочих учебных программ, Аннотации к рабочим учебным программам.

III. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования и образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее - программа)

3.1. Основная образовательная программа начального общего образования и образовательные программы основного общего и среднего общего образования разрабатываются, утверждаются и реализуются школой самостоятельно.

3.2. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, данного положения. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования разрабатываются на основе БУП 2004 г.

3.3. Программы перед утверждением рассматриваются органом самоуправления школы, которому в соответствии с уставом школы делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к утверждению педсовету школы».

3.4. Педсовет школы утверждает данную программу. Программа утверждается ежегодно не позднее начала нового учебного года. Программа вводится в действие приказом директора школы.

3.5 Школа самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается программа.

3.6 Школа может вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.

3.7. При оформлении основной образовательной программы начального общего образования учитываются следующие требования:

3.7.1. В титульном листе основной образовательной программы начального общего образования указывается: полное наименование школы в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена основная образовательная программа (с реквизитами утверждающего нормативного акта); указания на принадлежность уровню общего образования; срок реализации данной программы; разработчик(и); год разработки.
V. Оценка эффективности реализации основной образовательной программы начального общего образования, образовательных программ основного общего, среднего общего образования
5.1. Оценка эффективности деятельности школы осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, образовательных программ основного общего, среднего общего образования.

5.2. Результаты и эффективность реализации программ обсуждаются на педагогических советах, заседаниях органа самоуправления школы.



5.3. Ежегодные итоги реализации программ отражаются в публичном докладе директора школы и анализах работы школы, которые размещаются на школьном сайте.
страница 1

скачать файл


Смотрите также: