ok.bibl.com.ua Другие Правовые Компьютерные Экономические Астрономические Географические Про туризм Биологические Исторические Медицинские Математические Физические Философские Химические Литературные Бухгалтерские Спортивные Психологичексиедобавить свой файл
страница 1

Управляющий совет школы
Что такое школьный управляющий совет,  и для чего он нужен?

Каждое утро наши дети – и миллионы других российских детей – идут в школу. В школе проходит очень большая часть их жизни – их чему-то учат, им ставят оценки, их водят на экскурсии, рассаживают по партам; их жизнь, включая уроки, питание, медицинское обслуживание и т.п., как-то организована. Школа каким-то образом оборудуется, ремонтируется, финансируется, управляется – и всё это непосредственно влияет, в конечном итоге, на то, что происходит с нашими детьми.

Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, - то есть мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы и помощники школы и т.д., - можем повлиять на то, как устроена жизнь и учеба наших детей в школе?

В сегодняшней привычной модели массовой российской школы «не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т.п. Если ребенку в школе скверно, остается жаловаться начальству, что мало эффективно, или уходить в другую школу. Но какие гарантии, что «другая школа» будет лучше, чем «эта»? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь? Да, вроде, нет. Будут теми же самыми, то есть никакими.

Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Есть школы, где отношения родителей с директором и учителями складываются в другой системе управления школой. В этой новой системе – и пока, увы, для нас очень непривычной – наряду с привычными фигурами директора, завуча, зав. департаментом, появляется новый внутришкольный орган власти – управляющий совет. В управляющий совет входят как представители государства, так и представители родительской, ученической, местной общественности.

Участвуя в работе такого совета, вы сможете принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы, вы сможете влиять на распределение школьных денег и на перспективу развития вашей школы.

Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, завучей и учителей школы – он должен их конструктивно дополнить.

Управляющий совет школы - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др.,. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы. Все представителя этих участников входят в состав совета для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно будут «услышаны».

На протяжении всей этой работы управляющие, наделяемые необходимыми правами и властными полномочиями, принимают конкретные решения, выполняемые всем «школьным населением».
Управляющие советы – это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой.

Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный».

Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании»., это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении школой - возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
Примерный состав УС:
Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25)

Работники Школы – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее2/3 педагогические работники.

Директор – по должности

Учащиеся –3 человека(от 9-х – 11-х классов)

Представитель учредителя – 1 человек



Родители (законные представители) от 1/3 до 1/2 всех членов

Представители общественности

Одно и то же лицо может быть членом не более двух Советов одновременно



Члены Совета имеют право:

– участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;

– инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета;

– требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета;

– присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса;

– представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся);

– досрочно выйти из состава Совета.

Члены Совета обязаны:

- принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно;

- Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины.

Член Совета может быть выведен из его состава за:

- пропуск более двух заседаний без уважительной причины;

- совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете;

- совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.



Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.

Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить Совет, если он:

- не проводит свои заседания в течение полугода;

- не выполняет свои функции;

- принимает решения, противоречащие действующему законодательству России.

В этом случае происходит:

- либо формирование нового Совета по установленной процедуре;

- либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок.



В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Роль Управляющего совета

Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ;

Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ;

Информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ.
Управляющий совет создаётся:

  • для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;

  • для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег;

  • для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);

  • для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).


В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете" выделяются два основных типа полномочий:


Исключительные полномочия УС

Совместные полномочия с директором

Утверждает

Согласовывает

Устанавливает

Содействует

Определяет

Координирует

Принимает решение

Рекомендует




Ходатайствует




Предлагает


Основные полномочия Совета:
1.В определении путей развития образовательного учреждения:

  • утверждает программу развития Школы;

  • утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим

представлением учредителю для утверждения и регистрации;

  • представляет Школу по вопросам своей компетенциив государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает:

  • школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;

  • профили обучения в старшей школе;

  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;

  • принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.

3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет:

  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

  • определяет время начала и окончания занятий;

  • принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала Школы;

  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;

  • содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

  • координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодежных организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;

  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе.

4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет:

  • согласовывает (или утверждает) по представлению директора Школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;

  • согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования;

  • утверждает сметы расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников;

  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы, определяет цели и направления их расходования;

  • дает согласие на сдачу в аренду Школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности;

  • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года.

  • 5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Школы и принимает по ним решения;

  • принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);

  • дает рекомендации директору Школы по вопросам заключения коллективного договора;

  • ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении трудового договора с работниками Школы;

  • ходатайствует при наличии оснований перед учредителем Школы о расторжении трудового договора с директором Школы;

  • вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.


Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного Учреждения. Это предмет договора школьного сообщества и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!
Эффективно организованная деятельность Общественного управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный

организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества
Полномочия Управляющего совета

Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки.

Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна стремиться все образовательное учреждение.

Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю,

как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.

Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать.



Совет и контролирует выполнение установленных государством и самими Советом законов, норм и правил. Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
страница 1

скачать файл


Смотрите также: